ВСЕ РОССИЙСКИЕ МУЖЧИНЫ-ЗНАМЕНИТОСТИ ПО АЛФАВИТУ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Лиепа Марис

 

Лиепа Марис

 

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович Maris Liepa Maris Rudolf Liepa Родился 27 июля 1936 года в Риге, Латвия. Звезда советского балета

Заслуженный артист РСФСР (26.05.1964)

Народный артист Латвийской ССР (1968)

Народный артист РСФСР (1969)

Народный артист СССР (1976)

По совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. Перспективного ученика Рижского училища перевели в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плесецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в "Лебедином озере"

Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение

После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича. "Звездным" стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы. В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий

В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова)

На гастролях в Исландии Лиепа появился в партии Клавдио в балете "Любовью за любовь" (постановка В. Боккадоро), а в Дании – в роли Гирея в "Бахчисарайском фонтане". Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В этом же году Лиепа вместе с Е. Максимовой снялся в популярном телебалете "Галатея" (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа

В 1978 г. станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели. Низкая занятость в текущем репертуаре Большого театра привела Лиепу к необходимости поиска нового репертуара вне театра. В 1977-1979 гг. подготовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил, в частности, роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона. После опубликованной в 1979 году в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю.Н. Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра

В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в "Идиоте" Бориса Эйфмана и солиста в его же "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет)

С 1963 по 1980 г. преподавал в Московском хореографическом училище, выпустил один мужской класс (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вел класс поддержки

В 1983-1985 годах по приглашению Болгарского правительства работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил 2 балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу"

Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил "пластику" в знаменитом спектакле "Антоний и Клеопатра" Вахтанговского театра

Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы

В 1978 г. Марис снялся в "синтетическом жанре" - популярном телевизионном цикле "Телебенефис" - в бенефисе знаменитой киноактрисы Л. Гурченко

В 70-80 годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино - в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах: "Могила льва", "Детство Бемби" и "Отрочество Бемби", "Лермонтов", "Четвертый" (для которого поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению"

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать 100 лет" (1980) и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова

О творчестве актёра снят документальный фильм "Марис Лиепа" (1970)

В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором

Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине "Скорой помощи" от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы

Жена — Маргарита Ивановна Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина. Дети — Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963)

Жена — Нина Семизорова, балерина Большого театра (развелся в 1985 году)

театральные работы Партии (в скобках - хореография) Латвийский театр оперы и балета: «Сакта свободы» А. П. Скулте (Е. Я. Чанга) — Тотс, 1955 «Лайма» А. Я. Лепина (Е. Тангиева-Берзниек) — Никита, 1955 «Раймонда» А. К. Глазунова (М. Петипа) — солист в гран-па, 1955 «Корсар» А. Адана (М. Петипа) — солист в Па-д'экслав, 1956 «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (М. Петипа, Л. Иванов) — Принц Зигфрид, 1956 «Кармен-сюита» Р. К. Щедрина (А. Лемберг) — Хозе, 1976 Московский тетр им. Станиславского и Немировича-Данченко «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (А. Горский, А. Мессерер) — Принц Зигфрид, 1956 «Эсмеральда» Ц. Пуни — Феб «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Вацлав, 1956 «Жанна д'Арк» Н. И. Пейко (В. Бурмейстер) — Лионель, 1957 «Корсар» А. Адана и Л. Делиба (Н. Гришина) — Конрад, 1957 «Лесная фея» П. Герлеля (А. Чичинадзе) — Чабан,1958 «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (В. Бурмейстер) — Синдбад, 1958 «Штраусиана» (В. Бурмейстер) — Поэт, 1959 Большой театр «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (А. Горский) — Базиль, 1960 «Тропою грома» К. Караева (К. Сергеев) — Ленни, 1960 «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (Л. Лавровский) — Вакх, 1961 «Жизель» А. Адана (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа) — Граф Альберт, 1961 «Ночной город» Б. Бартока (Л. Лавровский) — Юноша, 1961 «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (А. Горский, А. Мессерер) — Принц Зигфрид, 1961 «Гаянэ» А. Хачатуряна (В. Вайнонен) — Армен, 1962 «Класс-концерт» (А. Мессерер) — солист, 1962 «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (М. Фокин) — Юноша, 1962 «Страницы жизни» А. Баланчивадзе (Л. Лавровский) — Георгий, 1962 «Спартак» А. И. Хачатуряна (Л. Якобсон) — Спартак, 1962 «Золушка» С. Прокофьева (Р. Захаров) — Принц, 1963 «Раймонда» А. К. Глазунова (Л. Лавровский по М. Петипа и А. Горскому) — Жан де Бриен, 1963 «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Ю. Григорович по М. Петипа) — Принц Дезире 1963 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Л. Лавровский) — Ромео, 1963 «Сказке о Солдате и Черте» И. Стравинского (Э. В. Суве) — Черт, 1964 «Легенда о любви» А. Меликова (Ю. Григорович) — Ферхад, 1965 «Видение розы» на музыку К. Вебера (М. Фокин) — Дух розы, 1967 «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Вацлав, 1967 «Спартак» А. И. Хачатуряна (Ю. Григорович) — Красс, 1968 «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Ю. Григорович) — Принц Зигфрид, 1970 «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая) — Вронский, 1972 «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Ю. Григорович по М. Петипа) — Принц Дезире, 1974 «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая) — Каренин, 1976 «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Хан Гирей, 1976 «Любовью за любовь» Т. Хренникова (В. Боккадоро) — Клавдио, 1976 «Чипполино» К. Качатуряна (Г. Майоров) — Принц Лимон, 1977 «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (В. Васильев) — солист, 1978 «Жизель» А. Адана (Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа) — Ганс, 1979 Труппа Б. Я. Эйфмана «Новый балет» «Идиот» на музыку П. И. Чайковского (Б. Эйфман) — Рогожин, 1981 «Автографы» на музыку Антонио Вивальди (Б. Эйфман) — солист, 1981 Софийская Народная опера «Спящая красавица» П. И. Чайковского (М. Лиепа по М. Петипа) — Король Флорестан, Фея Карабос, 1984 Хореографическая миниатюра «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова (А. М. Мессерер) «Сильвия» Л. Делиба (Ф. Аштона) — па-де-де призы и награды 1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона)

1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича

1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»

1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца

1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета

1986 — орден Дружбы народов

 

< назад | к содержанию | вперед >

 

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий: