ВСЕ РОССИЙСКИЕ МУЖЧИНЫ-ЗНАМЕНИТОСТИ ПО АЛФАВИТУ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Мкртчян Фрунзе

 

Мкртчян Фрунзе

 

Мгер (Фрунзе) Мушегович МКРТЧЯН (4.7.1930 — 29.12.1993), актер, хорошо знакомый нам по многим кинофильмам («Кавказская пленница», «Мимино»). Как актер получил свои имена, рассказал его брат Альберт: «Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком. Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена. Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им.Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце»

Родился 4 июля 1930 года в Армении, в городе Ленинакане. В 1956 году он окончил Ереванский театрально-художественный институт; с 1947 года актер работал в Ленинаканском театре имени Мравяна, а в 1956 году его приняли в труппу Академического театра имени Сундукяна в Ереване. Сниматься Фрунзе Мкртчян начинал в комедийных ролях, первый фильм с его участием - "В поисках адресата" (1955). В числе чисто комедийных работ актера - роли в фильмах "Тридцать три" Георгия Данелия, "Айболит-66" Ролана Быкова, "Кавказская пленница" Леонида Гайдая, в них использовалась главным образом его внешние данные. Во многих фильмах раскрылся также лирический талант актера, а единство комедийного и драматического дара Мкртчяна проявилось в ролях Рубена в фильме Данелия "Мимино" (1977), Арменака в картине Дмитрия Кеосаянца "Солдат и слон" (1977). Многим зрителям запомнились роли Мкртчяна в таких комедийных лентах, как "Суета сует" (1979) Аллы Суриковой и "Одиноким предоставляется общежитие" Самсона Самсонова (1983)

Комический актер с трагической судьбой Актера Фрунзе Мкртчяна (наст. имя – Мгер Мушегович) называли «грустный веселый человек». Его профиль – большой нос и печальные глаза – был известен на весь Советский Союз. В Армении, где до сих пор везде – в офисах и в сапожных мастерских, в магазинах и на рынках – висят портреты актера, его любили так, как не любили больше никого. Многие называли Мкртчяна «Фрунзиком» и считали баловнем судьбы. Коллеги признавали его талант, поклонницы преследовали актера, который был трижды женат на красивейших женщинах Армении. Слава Мкртчяна была настолько громкой, что он позволял себе путешествовать без денег и документов. А лучшим «пропуском» был его знаменитый профиль – изломанные в печали брови, бесконечно грустные глаза и, конечно же, нос. Сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Правда, глаза оставались грустными, даже когда он смеялся. Мало кто знал, через какие тяжкие испытания пришлось пройти гениальному актеру. В программе «Острова» о великой и трагической судьбе Фрунзе Мкртчяна вспоминают друзья и коллеги: Альберт Мкртчян, Хорен Абрамян, Алла Сурикова, Георгий Данелия

Фрунзе Мкртчян умел соединять комедийную импровизационность с тонким проникновением в характеры своих героев, что проявилось во многих его фильмах – «Кавказская пленница», «Айболит-66», «Мимино», «Танго нашего детства», «Самый грустный человек» и других. «В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, – вспоминает брат актера Альберт Мкртчян, – он был худой, с большим носом, но оказалось, что бог дал ему огромный актерский талант. Мы жили в коммунальной квартире, Фрунзик (ему тогда было 10 лет) превратил площадку второго этажа в театральную сцену и показывал нам моноспектакли. Мы хохотали, грустили, а он импровизировал, говорил, что в голову ему взбредет, но это было настоящее искусство…. Он всю свою жизнь так жил – был смешным и грустным человеком одновременно»

Георгий Данелия, который снимал актера в своих фильмах, считает встречу с Фрунзе Мкртчяном самым ярким событием своей творческой биографии. «Чтобы понять всю силу его таланта, – говорит Данелия, – нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре. Для меня он – лучший исполнитель Сирано де Бержерака»

Хорен Абрамян, друг и коллега Мкртчяна по ереванскому театру имени Сундукяна, называет его «актером от начала до конца». «Мы, коллеги, стояли за кулисами, смотрели и ждали, что нового он сегодня сделает в роли. Мы знали: он обязательно будет импровизировать, и это была гениальная импровизация. Поразительно, какая у него была находчивость. Он мог рассмешить целый зал. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался все представление. Вообще Фрунзик был удивительным человеком – день начинал с песни и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…» Мкртчяна все знали и уважали, но он был очень несчастлив, так как не сумел приспособиться к новому обществу. Он не мог приезжать в город своего детства Ленинакан, говорил, что там сейчас хуже, чем после землетрясения, – все разрушено… «Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста, – продолжает Хорен Абрамян, – и его задача – сжечь ее до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Потеряли мы очень много тепла Фрунзика»

Режиссер Алла Сурикова считает, что комедийный актер с грустными глазами – это высшая оценка комического актера. «Настоящий комедийный актер, – рассуждает Сурикова, – где-то во втором своем плане трагичен. Такими были Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть поговорка: «Возьму твою боль». Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика»

 

< назад | к содержанию | вперед >

 

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий: