ВСЕ РОССИЙСКИЕ МУЖЧИНЫ-ЗНАМЕНИТОСТИ ПО АЛФАВИТУ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

 

Тодоровский Петр

 

Тодоровский Петр

 

Родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец, Кировоградская область, Украина

Режиссёр, оператор, сценарист, актёр, композитор

Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967). Народный артист РСФСР (1985)

Учился в Саратовском пехотном училище, участник Великой Отечественной войны

Окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Бориса Волчека)

Режиссёр принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Владимира Басова, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была война, пехотное училище, фронт, три года в армии после Победы. В кино начинал как оператор. Многим своим сверстникам режиссёрам помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Фёдора». Затем самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать «свое кино». И тут в нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссёра. И сразу определилось творческого лица необщее выражение: лиризм, мягкий юмор, смех, оттенённый печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино. Это могла быть лирическая комедия — «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама — «Последняя жертва». Могла быть грустная притча — «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссёрскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда. С особой силой звучит его авторский голос в фильмах, обращённых к судьбе военного поколения. Они настолько же отображают биографию многих других, насколько и его собственную. Таким был его режиссёрский дебют, фильм 1960-х годов «Верность», который сегодня он сам сурово называет «детским лепетом». Действительно, в 1980-е и 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали цензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссёр. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу оплаченную такой невыносимой ценой. Оккупировав Европу, их силами; цинично презрев свои обязательства перед миллионами военнопленных и инвалидов. Но нравственно победу у лучших из них украсть не смогли. Она вошла в их дух, плоть, кровь. Благодаря Марлену Хуциеву, экран запечатлел и сохранил образ одного из них — Петра Тодоровского («Был месяц май»). 1940-е — начало 1950-х наша недалёкая, но всё более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Петра Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983) — «Анкор, ещё анкор» (1992) — «Какая чудная игра» (1995) — мы заново переживаем её. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни — здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить. А судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына

Ушёл из жизни 24 мая 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (10 уч)

 

< назад | к содержанию | вперед >

 

 


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий: